Евреи и народы сегодня

СоставительВ. Лещинский

 

Обозримую историю человечества можно рассматривать как борьбу идей, попытки воплощения идеалов. Основные и общепринятые ценности – безопасность, свобода, справедливость, патриотизм, социальное равенство – конкретизировались в разнообразных учениях, от буддизма до фашизма. И хотя многие справедливо видят содержание истории в борьбе групп людей за обладание материальными благами, вдохновляли массы на самоотверженные действия именно идеи. История подавляющего большинства идей (религий, идеологий) описывается по одной и той же схеме: человек изобретает (получает откровение) учение; имеющие власть принимают это учение; подвластные массы становятся его последователями. Так было в исламских Ближнем и Среднем Востоке, северной Африке и Индонезии; в христианских Европе, Латинской Америке и экваториальной Африке; коммунистических России и Китае. За одним исключением. Евреи получили откровение всем народом, и, после потери государства, смысл своего существования видели в выполнении Высшей Воли, жертвуя в преданности ей всегда – благополучием, а зачастую – жизнью. История евреев – история выживания еврейской идеи (и народа, как её носителя) под натиском сменяющих друг друга идей народов, от которых евреи зависели; история отстаивания ими собственного понимания Истины.

Со второй половины ХХ-го века противостояние между Израилем и народами локализовалось и сконцентрировалось в арабо-израильском конфликте. (Восстановление еврейского национального дома началось в 1860 году, когда первые еврейские поселенцы вышли за стены Иерусалима. С тех пор и до ноября 1947 года, когда ООН приняла план раздела Палестины, жертвами арабских погромщиков стали 1485 евреев.) Причина конфликта – невозможность для арабского мира, и шире – мира ислама – смириться с еврейским государством. Последние слова Саддама Хусейна перед повешением: «Палестина – арабская». Ситуацию обостряет то, что Израиль справедливо ассоциируется с иудаизмом, и его государственное возрождение ставит под вопрос претензии  ислама как религии, пришедшей заместить иудаизм. Существование в сердце исламского мира суверенного государства народа, бывшего всю историю ислама в статусе димми, равнозначно утрате основы самоидентификации, т.е. экзистенциальной гибели.  

С момента появления государства Израиля арабский мир объявил ему войну на уничтожение, ведущуюся по сей день под разными названиями и с изменяющейся интенсивностью, но неизменной целью. У еврейского государства есть три варианта:

1. самоликвидироваться;

2. проиграть войну;

3. победить в этой навязанной ему войне.

Все и всяческие раздающиеся со всех сторон осуждения Израиля за те или иные его якобы неправильные действия в противоборстве с арабами представляют из себя не что иное, как предложения выбрать один из первых двух вариантов.

Стремительно возрастающая солидарность народов с арабами возвращает конфликту изначальную глобальную форму и смысл. Лозунг, объединивший весь мир (и многих израильтян) – «Два государства для двух народов» – лжив и лицемерен. 22-е государство интересует арабов лишь потому, что планируется в существующих границах Израиля. Население Палестинской автономии, как и сама ПА, – лишь инструмент в борьбе арабского мира за уничтожение Израиля.

Идеальный прецедент – история с передачей евреями под контроль арабов сектора Газы, который сразу превратился в плацдарм для агрессии. Операция начала 2009 года в Газе – далеко не последний эпизод еврейско-арабского противостояния. В потоке осуждений Израиля часто встречался термин «непропорциональность». Действительно, это слово заслуживает положения ключевого для анализа ситуации.

 

Непропорциональности

       

На примере событий начала 2009-го года в Газе сегодня удобно сформулировать вопросы, поиски ответов на которые позволят понять суть происходящего не только на Ближнем Востоке, но и в масштабе всего мира в целом.

 

        Непропорциональность ответа

Действия ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) назывались «непропорциональным ответом». Ответом – на что?

На 8 лет обстрела кустарными ракетами и миномётными снарядами еврейских поселений из сектора Газы. В среднем около 1000 ракет в год, несколько человек убиты, десятки ранены, множество разрушений. Тысячи людей все эти годы постоянно жили в ожидании воздушной тревоги, после сигнала которой у них было несколько секунд, чтобы добежать до убежища. Летом 2005 года из сектора было эвакуировано около 8 тысяч поселенцев, в Газе не осталось ни одного еврея (кроме похищенного Шалита). С тех пор обстрелы усилились, и зона обстрелов значительно увеличилась, включив в себя крупные населённые пункты.

«Ответ» напрашивался. В чём должна была заключаться его «пропорциональность»? Единственно – в ликвидации того, что этот ответ вызвало – обстрелов. Контртеррористическая операция «Литой свинец» и привела (пока) к этому. А все разговоры о «непропорциональности» - бесстыдная демагогия, прикрывающая отказ Израилю в праве на защиту от террора. Тут всё ясно, вопросов нет.

 

        Непропорциональность внимания

В мире постоянно происходят конфликты на этнической и религиозной почве. Многие длятся десятилетиями. В Дарфуре, например, количество убитых измеряется сотнями тысяч, беженцев – миллионами.

Мировые СМИ, однако, непропорционально много информации дают о еврейско-арабском конфликте, и необъяснимо мало внимания уделяют всем остальным. То же – ООН. Из 175 резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, принятых до 1990 года, 97 (55%) направлены против Израиля. Из 690 резолюций Генеральной Ассамблеи ООН до 1990 года 429 (62%) были против Израиля. В то же время геноцид, устроенный Красными Кхмерами в Камбодже, массовая гибель граждан Северной Кореи от голода, резня в Руанде не привлекли внимания ООН.

Где пропорциональность?

 

        Непропорциональность освещения

Основная тема новостей начала 2009 года – «страдания мирных жителей Газы». По сравнению с этим страдания мирных жителей Израиля от многолетних ракетных обстрелов освещались непропорционально мало. Столь же мало внимания уделялось ежедневным открытиям Израилем пограничных пунктов для пропуска гуманитарных грузов в Газу; предупреждениям (в т. ч. по мобильным телефонам!) жителей Газы о готовящихся обстрелах позиций боевиков. На протяжении всей операции снабжение сектора (из Израиля) водой, электроэнергией и топливом для электростанции не прекращалось.

Никто не обращал внимания на вопиющую непропорциональность самой сути позиций ЦАХАЛа и ХАМАСа. Целью боевиков были исключительно мирные граждане Израиля. Целью солдат Армии обороны Израиля – исключительно боевики, прикрывавшиеся мирным населением. Однако те и другие назывались «конфликтующими сторонами», т. е. между террористами и проводящей антитеррористическую операцию армией суверенной державы ставился знак равенства.

При том, что ХАМАС намеренно перенёс боевые действия в густонаселённые районы, из 1.166 палестинцев, убитых в ходе операции "Литой Свинец", 709 являлись боевиками, 295 – гражданскими лицами, а принадлежность к какой-либо организации ещё 162 жертв пока не установлена. Какая армия и когда могла бы представить подобные «пропорции» вражеских потерь?!

 

        Непропорциональность оценки потребностей

В период после 1945-го года в мире было более 100 миллионов людей, имеющих статус беженца. Число беженцев всех национальностей со временем уменьшается в результате естественной абсорбции. Число «палестинских беженцев» увеличивается, поскольку дети и внуки только этой категории автоматически наследуют статус. Палестинскими беженцами занимается отдельное агентство ООН – UNRWA; всеми остальными беженцами мира – другое агентство.

С чего бы такая непропорциональность?

 

        Непропорциональность оценки прав

Кто не слышал о «праве палестинских беженцев на возвращение (в Израиль)»? В 1948 году арабов побудили покинуть Израиль арабские лидеры, которые собирались стереть евреев с лица этой земли. 68% арабов покинуло её, ни разу не увидев израильских солдат.

Мало кто вспоминает о правах еврейских беженцев, спасавшихся от погромов в арабских странах в это же время.

Число арабских беженцев, которые покинули Израиль в 1948 году, оценивают в 630 тысяч. Примерно столько же еврейских беженцев из арабских стран. Пропорция налицо.

Арабские беженцы были интернированы и не приняты в арабские страны, несмотря на огромные просторы арабских территорий. Еврейские беженцы были полностью абсорбированы в Израиле. Непропорционально…

 

На всех уровнях повторяется фраза: «Два государства для двух народов». В этой мантре сразу четыре непропорциональности.

1. Почему-то упускается неизбежное по логике вещей продолжение – «на земле одного из народов». Страны Лиги арабских государств занимают площадь 14.240.650 кв. км, Израиль - 28.000 кв. км (вместе с Иудеей, Самарией и Газой). Соотношение территорий – 500:1. Если палестинским арабам необходимо собственное государство, то кому естественнее потесниться? Для соблюдения пропорций…

2. Одно из государств для одного из народов – арабского – будет для этого народа 22-м. Пропорция 21/22 не впечатляет. А вот изменение соотношения площади территорий с 500:1 до 700:1 (14.248.650/20.000) продемонстрирует тенденцию к достижению идеальной для многих «пропорциональности» - отношение к нулю.

3. На бывшей территории Британского Мандата, первоначально отводимой Лигой Наций под «возрождение еврейского национального очага», уже есть государство одной из наций – арабская Иордания, занимающая 2/3 площади Мандата.

4. С территории будущего палестинского государства естественной и неизбежной считается депортация около 200 тысяч еврейских поселенцев. Почему в урезанном Израиле должно оставаться вообще какое-то количество арабов? Получается одно государство (22-е арабское) – для одного народа, а второе (единственное пока еврейское) – опять для двух. Наверное, для последующего разделения? Не даром же одна из групп палестинских бандитов назвала себя «Свободу Галилее (от евреев, естественно)». Непропорционально, однако!

Евреи и Земля Израиля

С самого начала не было сомнений в том, откуда и кто они - убийцы семьи Фогелей.

Посёлок Итамар находится в окружении арабских деревень. Но почему-то не арабские деревни были обнесены соответствующей хищнической настроенности их обитателей решёткой, а Итамар окружили защитным заборм. В заборе появилась брешь, поскольку «незаинтересованные» ведомства усомнились в абсолютной легитимности маршрута ограждения. Через эту брешь и проникли в посёлок «соседи» с традиционной «соседской» целью – убить евреев. Позор, что на этот раз им удалось.

Почему евреям в Израиле нужно огораживаться от арабов забором, бетонной стеной или «Железным куполом»? Только лишь потому, что они не уверены в том, что это – их земля.

Почему евреи Израиля – евреи? Потому что их дедушки и бабушки помнили о том, что они – народ Торы. Потомки тех евреев, которые забывали о Торе, через два-три поколения переставали быть евреями.

В единстве народа Израиля, Земли Израиля и Торы Израиля проявляется в нашем мире Единство Всевышнего. Оно восторжествует; и горе тем, кто появился на свет, чтобы содействовать этому, но пренебрёг своим предназначением!

Библия – основа цивилизации (единственной цивилизации, осуществляющей прогресс, в отличие от всех остальных весьма многообразных и интересных культур). Что она говорит о евреях и их претензиях на крохотную часть суши? Десятки стихов Священного Писания не оставляют сомнений в том, что именно евреям надлежит заселять и осваивать конкретную территорию с конкретной целью. (Ленивым направлю подборку цитат.)

Если евреи Израиля не осознают себя народом Израиля на Земле Израиля, дарованной им Богом Израиля (и всего человечества) для того, чтобы осуществить Тору Израиля, то все остальные народы, в лице ООН, вполне внятно объяснят им не просто законность, а безальтернативность их самоликвидации. Но Хозяин всех миров, назвавший Израиль Своим первенцем, не оставит сотворённый Им мир на произвол людских и природных стихий.

Замысел Его не может не осуществиться. Вопрос лишь в том, какова будет цена, заплаченная нами – именно нами, живущими в этом поколении – за содействие или, не дай Бог, за препятствование Ему в достижении Его цели.

У Хамаса и Хизболлы скопилось множество ракет, направленных на Землю Израиля, чтобы уничтожить народ Израиля. Не сегодня-завтра обязательно начнётся война, в которой народ Израиля в который раз должен будет доказывать свою неуничтожимость. Выживут в этой войне те, кто отождествляет себя с Израилем – первенцем Всевышнего.

Моя дочка живёт в Иерусалиме (за «Зелёной чертой»), и мы с женой, как только позволят обстоятельства, переселимся в Израиль. Мой брат живёт на северной границе Израиля. Что позволяет ему сосредотачиваться на воспитании внука? Нет и не может быть места не земле безопаснее для еврея, чем земля Израиля. Какой бы ни оказалась его судьба – она будет частью судьбы народа Всевышнего (да будет благословенно Имя Его).

 

Приложения

1. Непропорциональности

2. Евреи и арабы в Палестине

3. Израильско-арабские войны

4. Терминология и юридические моменты

5. Религиозная основа конфликта

6. Современный антисемитизм

7. Тенденция к свёртыванию «сионистского проекта»

8. Израиль в контексте столкновения цивилизаций

9. Пинхас Полонский. Статьи и лекции

Биньямин Нетаньягу. «Место под солнцем»

Дмитрий Радышевский. «Универсальный сионизм»

 

 

Выводы

 

1. Священная история творится сегодня

Всё происходящее – воплощение Высшей Воли. Так было всегда, начиная с Сотворения мира (или Большого взрыва, кому как нравится). Так будет до конца времён. Сегодняшние события – не исключение.

Наш мир создан Всевышним, чтобы поселить в нём человека. Задача человечества – построение дома Ему на земле, возвышение материального мира до принятия законов идеальных духовных миров, т.е. организация людской жизни на основах истины, справедливости и любви.

Единое человечество не приняло к исполнению законы Всевышнего, что вызвало Потоп. Послепотопное человечество взбунтовалось против власти Бога и было ослаблено раздробленностью на 70 народов. Ни один из них не был готов принять к исполнению законы Торы, и пришлось Творцу дождаться Авраама, принявшего Его волю, и создать из него Израиль – еврейский народ. Дарование Торы – ознакомление сотворённого мира с волей Творца. С Синая еврейский народ, как хранитель Торы, объект воплощения Воли, – центральный персонаж истории. С тех пор Всевышний ожидает от него реализации идеала: народ Израиля живёт в Земле Израиля по законам Торы Израиля. Когда осуществлённый идеал убедит остальные народы в своих несомненных преимуществах по сравнению с «народной самодеятельностью», человечество приступит, наконец, к выполнению поставленной перед ним при Сотворении задачи.

Народам представляется, что вот-вот будет найден рецепт и осуществлён их идеал – сытая и беззаботная жизнь; опция подчинения собственной воли воле Всевышнего даже не рассматривается. Существование Израиля напоминает людям об альтернативе их шкале ценностей и их своеволию, что вызывает у них внутренний дискомфорт. Подсознательно народы отождествляют евреев с причиной своего неблагополучия (что является основой антисемитизма), и на протяжении всей истории пытаются эту причину ликвидировать.

Судьба народа Израиля, необъяснимая с точки зрения исторической науки, сама является законом Священной Истории, объективно существующим в нашем мире раскрытием высшей Реальности. Веками народы связывали с евреями скрытые причины исторических событий (потому скрытые, что рычагов для управления у тех не было, но должны были быть по всеобщему убеждению). А с тех пор как небольшой народ возродил своё крохотное государство, к событиям вокруг него приковано внимание всех стран и международных организаций. Интуитивно, даже инстинктивно ощущается решающее влияние на судьбы человечества горстки людей (~ 0,1% от населения Земли), населяющих клочок суши (~ 0,02%).

Теории на этот счёт существуют самые разные, но рациональное творчество – не показатель: интеллект только обслуживает глубинный, базовый, подсознательный уровень личности. Да и никогда у человечества не было общепринятой мировоззренческой концепции. А вот инстинкты не подводят. Совершенно справедливо угадывают люди в загадочной неистребимости евреев проявление воли Хозяина жизни. И чем явственнее, с одной стороны,  проявляется воля Всевышнего, и, с другой стороны, чем больше народы в идеологии и поведении проявляют своеволие, тем неспокойнее им становится, тем раздражённее их реакция.

Лучше всего, как всегда, прослеживается это на еврейской истории. В начале ХХ-го века на появление сионизма народы отреагировали решением Лиги наций о создании еврейского национального очага в Палестине. Сегодня же вокруг Израиля зримо сгущается атмосфера ненависти, циничной клеветы и стремления к  делегитимации еврейского государства. А ведь юридическая база осталась прежней. Что же изменилось? В образовании, победе в нескольких войнах и укреплении государства Израиля очевиднее стала воля Всевышнего, собравшего Его народ на Святой Земле. С другой стороны, неузнаваемо преобразилось мировоззрение европейских народов и, соответственно, их лидеров. 100 лет назад Священное Писание хотя уже и не декларировалось, но однозначно ощущалось базой ценностей культуры Запада, и никому не надо было доказывать, что Священная История – это история евреев. Сегодня же, демонстративно дистанцируясь от религии, Запад лишился Библейских корней и всё быстрее скатывается в трясину мультикультурализма и морального релятивизма, отрицания каких бы то ни было фундаментальных ценностей, что делает его беззащитным перед наглыми притязаниями исламского мира.

Принципиальные противоречия между миром Торы и миром своеволия как худшего идолопоклонства – служения кумиру собственных самостоятельно понятых интересов, наиболее явно проявляются, в полном соответствии с Пророками, в сердце Святой Земли – Иерусалиме. Чрезвычайно характерны в этом смысле периодически усиливающиеся истерики арабов по поводу, как им кажется, попыток восстановления Храма. Даже нынешнее атеистическое руководство Израиля, подверженное всем современным болезням Запада, неосознанно, интуитивно, но безошибочно ощущает Иерусалим как последний рубеж еврейской идентификации. Совместное давление исламского мира и Запада, всё откровеннее становящегося его союзником, на коллективного еврея – государство Израиля – усиливается на глазах, и цель этого давления очевидна: Израиль должен исчезнуть, поскольку мешает всем.

 

2. Альтернатива катастрофе

Но не всё так мрачно. Под давлением извне созревает единство и национальное самосознание еврейского народа. Как это ни кажется парадоксальным, евреи всего мира всё сильнее ощущают Святую Землю своим домом, самым комфортным, в том числе с точки зрения безопасности, местом на земле. Но самое главное – «Б-г же не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы раскаиваться: Он ли скажет и не сделает? будет ли говорить и не исполнит?» (Бемидбар, 23:19).

Пинхас Полонский видит ситуацию примерно так. Всевышний, похоже, решил, что Его плану пора осуществиться, а форма была выработана в соответствии с тогдашним уровнем еврейского народа. Сионизм начинался с религиозного, развивался как поселенческий, а реализовался как политический. Но задача, поставленная Всевышним перед еврейским народом, не может не быть выполнена, и сионизм должен пройти путь от политического к религиозному в обратном порядке. Политический сионизм свою программу выполнил, но цели – исчезновения антисемитизма – не достиг. Сейчас его лозунг "евреи, как все народы, должны иметь правоохраняемое убежище" перестал быть вдохновляющим и объединяющим, подпитывающим энергией народные свершения. Теперь постепенно возрождается еврейская национальная идея, актуальнее становится лозунг "Народ Израиля живёт на земле Израиля". Когда и этот этап закончится, начнётся последний, окончательный, под лозунгом религиозного сионизма: "Народ Израиля собрался на земле Израиля, чтобы выполнить волю Б-га Израиля – построить Храм и быть светом для народов".

Смена направления народных устремлений сопровождается кризисом, когда содержание – созревающая национальная идея – не помещается в отжившие формы государства. Пока большинство евреев осознают себя современными эмансипированными членами демократических обществ, а вовсе не продолжателями дела своих предков – отстаивания еврейской идеи. Израиль – не исключение. Правительство, представляющее большинство народа, объективно находится на стороне противников еврейской идеи – жизни по Торе. И люди, реально сидящие в гос. институтах, яростно сопротивляются новым идеям, которые должны их подвинуть от власти, а к носителям этих идей относятся как к врагам (Израиль – единственное государство, где евреев насильственно выселяют из их домов). При этом интуитивно видят угрозу своему комфорту, в т.ч. и идеологическому, в национально-религиозном лагере (сегодня именно такая конфигурация). А этот лагерь – соль еврейского народа, носитель актуальной для данного исторического периода формы национальной идеи. Вот и получается, что государство Израиля воюет против идеи народа Израиля, а внешне это выглядит как самоубийство народно-государственного образования, на радость всем противникам "сионистского проекта".

Путь выхода из кризиса мне видится таким. Начинается серьёзная война (к сожалению, рано или поздно это должно произойти), правительственные институты демонстрируют свою беспомощность, и у власти в Израиле оказывается что-то вроде чрезвычайного военного комитета национального спасения. (В армии, кстати, % религиозных сионистов гораздо выше, чем в обществе в целом.) После победы (а ничем другим война не может окончиться) диктатура сменяется чем-то демократическим, но народ уже выберет власть, ведущую население к принятию идей религиозного сионизма. А уцелевшие ненавистники Израиля перечитывают псалом 2: «Почему волнуются народы и племена замышляют тщетное? Встают цари земли и властелины совещаются вместе – против Г-спода и против помазанника Его: "Разорвем узы их и сбросим с себя путы их!" Сидящий в небесах усмехается, Г-сподь насмехается над ними».

Однако остались ещё на Западе здоровые силы: видные политики и культурные деятели Европы и Америки, видящие в Израиле союзника в противостоянии с дикостью ислама, образовывают сообщество «Друзей Израиля». А от осознания общности судьбы наследников иудео-христианской цивилизации – один шаг к признанию Священного Писания как общего мировоззренческого фундамента. Второй шаг – принятие воли Автора Писания.

 

3. Иудаизм – всечеловеческая религиозная составляющая цельного мировоззрения эпохи постатеизма

Современная эмансипированная личность развитием культуры подготовлена к осознанию своей уникальной самоценности и ответственности. Сегодня принадлежность к какой-либо мировоззренческой системе должна быть результатом осознанного, рационально аргументированного выбора. Никакие авторитеты или факт рождения в традиции не могут обеспечить уверенности в собственной правоте и самоуважения (хотя у многих и получается). Атеизм, пришедший на смену традиционной религиозности, – явление закономерное и положительное, если рассматривать его как этап продвижения к истине. Но с недавних пор всё очевиднее становится, что безбожие – не замена Богопочитанию, а всего лишь бесплодная и мучительная бездуховность, явление сугубо отрицательное. Пафос раскрепощения от навязываемой извне традиции выдохся, и вакуум духовных потребностей настоятельно требует заполнения положительным содержанием.

Так же закономерно и своевременно, как в качестве повестки дня мыслящего человечества два века назад пришёл атеизм, так сегодняшняя актуальная тема – возвращение к религиозной философии на новом витке осмысления мира. Духовная составляющая мироздания не может быть осмыслена вне религиозных категорий, но на современном этапе нельзя не учитывать достижений как и не знакомых ранее религиозных традиций, так и  внеконфессиональной духовности. Здесь каждый делает выбор, опираясь, кроме общей для всех бесстрастной информации, на собственное представление о правде, живущее в глубинах души; на свой страх и риск, по собственной инициативе и под персональную ответственность перед собственной судьбой. Мне, например, представляются очевидными преимущества иудаизма, но доказывать свою точку зрения кому-либо считаю не только бессмысленным, но и вредным. Дискутировать имеет смысл с тем, кто общую для всех истину любит больше, чем собственную позицию, так что к перспективам межконфессионального диалога отношусь скептически, хотя не могу не уважать искреннее стремление понять позицию другого и уточнить, а то и обогатить в результате собственную. Всё же несомненно привлекательной является отличительная особенность иудаизма – органическое единство теории и практики, изучения Торы и жизни по Торе.

Разница между жизнью по Торе (=по воле Всевышнего) и по собственной воле (и согласно обслуживающим эту волю разнообразным теориям) лежит в самом фундаменте отношения к действительности и поведенческих установок. Во втором варианте всё окружающее может и должно быть использовано для моего благополучия. В первом же всё окружающее меня к чему-то обязывает. К сожалению, граница между миром Торы и миром своеволия, совпадающая с фронтом борьбы истины с ложью, сегодня проходит по живому телу единого организма – еврейского народа, что ещё больше запутывает и без того сложную ситуацию. По обе стороны границы мы видим и евреев, и неевреев.

Чтобы понять, что происходит и почему, необходимо адекватно воспринимать действительность. Для правильного анализа нужны принципы классификации явлений. В иудаизме есть выражение «Ярмо Неба предшествует ярму заповедей». Самый сущностный признак, по которому можно разделить человечество, и есть принятие ярма неба, т.е. признание воли Всевышнего приоритетной по сравнению с собственной. В других выражениях – есть мир Торы и мир своеволия, и люди выбирают, в каком из них жить. Шкала ценностей мира Торы вершиной имеет Истину, источник которой – Творец и Хозяин всего существующего. Всё остальное разнообразие внутри обоих миров – вторично; не определяет, а только поясняет происходящее.

В мире своеволия люди воображают, будто сами ставят себе цели и достигают их благодаря собственным стараниям, талантам и удаче. На самом деле и человек, и народы, и человечество в целом, неосознанно участвуют в единых для всей природы процессах, осуществляющихся по объективно действующим законам, установленным и контролируемым Всевышним. Печальная ирония заключается в том, что человек данный ему потенциал понимания сути происходящего, как проявления Творца, использует для изобретения теорий, где Всевышнему нет места. В результате все люди и государства вроде бы заняты достижением собственных целей, но частные результаты складываются Владыкой в выполнение общей работы по Плану.

Цель существования мира Торы – воплощение Высшей Воли, и существование его жителей имеет Смысл в той мере, в какой соответствует Цели. Евреи, после клятвы их предков на Синае, рождаются уже призванными в гвардию Всевышнего, кадровыми солдатами. Все остальные народы, как бы ни расценивали они собственную деятельность, интересы и цели, могут только способствовать или препятствовать евреям. Отдельные неевреи могут, пройдя гиюр, стать полноценными евреями. Или, в армейской терминологии, принять присягу и «стать в строй». Но это – не единственный способ приобщения к жизни по Торе, перехода от нейтрального по отношению к Истине, лишённого Смысла существования к активному содействию достижению Цели. Каждый нееврей может встать под знамёна армии Всевышнего, добровольно приняв на себя ярмо Неба, что выражается в обязательстве выполнять 7 заповедей сыновей Ноаха. У кадровых военных задачи ответственнее, чем у добровольцев, подготовка серьёзнее, и службу проходят они в важных подразделениях, оснащённых сложной техникой. Так евреи: учат Талмуд и Каббалу, благодаря творческой деятельности их Мудрецов остаётся живой Тора, их «офицеры» – когены и левиты – служат в Храме, вся жизнь регламентирована многочисленными заповедями. И доброволец – бен Ноах –  должен понимать свою роль и место в воинстве Всевышнего; но помнить при этом, что в одном он может сравняться с кадровым гвардейцем-евреем – измене присяге, что Главнокомандующим будет расценено как дезертирство, и в духовных мирах осуждено по законам военного времени: ведь вся жизнь, по большому счёту, – война света Торы с тьмой заблуждений своеволия.

Присоединение к одной из воюющих сторон осуществляется личностью как собственный выбор и под индивидуальную ответственность. Пополнить движение Бней Ноах не может какой-либо народ целиком, нет такого механизма. У каждого народа – своя партия в оркестре мироздания, исполняющем симфонию Творца. Но выражение «евреи – свет народам» описывает процесс, имеющий две стороны. И если народы не будут способны разглядеть свет Торы, то бессмысленно светить. Бней Ноах, являясь живой частью семей-народов, в то же время живут в мире Торы, что позволит им, когда придёт время, обратиться к своим братьям на понятном для них языке. Подготовить свои народы к принятию света Торы, и помочь евреям донести его до всех. Пока процесс распространения Света шёл как бы стихийно, через массовые монотеистические религии и надконфессиональную культуру, но ход событий к концу времён ускоряется, требуя сознательного и целенаправленного участия.

 

 

ПОСТАТЕИСТИЧЕСКАЯ  РЕЛИГИОЗНОСТЬ  И  ИУДАИЗМ

2001

 

    Определяя свое место в мире, человек опирается на совокупность результатов духовной деятельности человечества – культуру. Ознакомление в достаточной для осмысления мере с наукой, искусством и философией приводит к двум выводам: 1) существует космическая эволюция, имеющая направление и цель; 2) существует реальность, не объясняемая тремя перечисленными составляющими культуры, - духовный аспект человеческой личности. Действительность идеала, с которым соотносит себя наша потребность в правде, красоте, истине и добре, ощущается нами с такой же достоверностью, как и собственное “я”. Несомненность этой реальности и необходимость вписать ее в картину мира, в совокупности с невозможностью объяснения ни философией, ни наукой, ни искусством, не оставляет нам выбора. Поскольку нечто есть, но объяснить это невозможно, мы в это верим. Для удобства назовем “это” духовной составляющей мироздания. То, что постигается она мистически, непосредственно, прежде ощущений и анализа, не должно смущать. В основе эмпирического научного познания лежит именно мистическая идентификация данных наших ощущений с конкретными постигаемыми объектами, вызывающими эти ощущения; и здесь, как известно, мистическая способность нас не подводит.
    Осмыслить реальность, лежащую в области веры, невозможно вне терминов религии. Незаменимость религии в формировании отношения к миру доказывается как ее возрастом, так и тем фактом, что во все времена не было недостатка в искренних и преданных ее сторонниках. Религиозный человек переживает невидимую, но самую подлинную реальность всем своим существом, ощущает и как верховную силу, организующую мир в гармоничное целое, и как главную, фундаментальную составляющую своего “я”. Не каждый, конечно, но ведь и не все, к сожалению, рождаются зрячими. И в каком бы соотношении ни находилось количество тех и других, зрячих убедить в несуществовании света невозможно. Адекватное представление о мире необходимо включает в себя его духовный аспект и формируется с учетом достижений религиозной мысли, как незаменимой составляющей культуры.
    Наличествовавшее до недавнего времени противоречие между научным и религиозным мировоззрением преодолевается явлением, называемым “постатеистическая религиозность”. Понятие “пост-” означает не “после чего-либо”, а следующий этап продвижения, когда то, что преодолено, воспринимается как классика, находящаяся в основе, а не в авангарде развития явления. Атеизм – и в истории идей, и в биографии отдельного человека – явление оправданное и полезное. Он помогает гармонизировать отношения составляющих мировоззрения, превращает религиозность из догматической веры в убеждение, поднимая ее, благодаря ответам на сомнения, от “слепой” до “осознанной”. И в историческом, и в личностном плане постатеистическая религиозность предполагает прошедшее через сомнения, осознанное, учитывающее всю совокупность достижений современной культуры, отношение к религии. Традиционная религиозность в большинстве случаев дает убеждение раньше понимания, но из ее глубин временем востребовано движение, сформулированное Рудольфом Штайнером в книге “Философия свободы” (когда он еще не был ни теософом, ни антропософом): “Мы не хотим больше только верить; мы хотим знать”. С другой стороны, от рациональной составляющей мировоззрения, встречный поток определяет Альберт Швейцер: “Добросовестное, последовательное мышление в результате не может не прийти к живой, логически оправданной, необходимой всем мистике”. На пересечении этих направлений и существует постатеистическая религиозность.
    Цельное знание как гармоничный синтез эмпирического, рационального, эстетического и мистического познания действительности, о котором говорил Вл. Соловьев, является нереализованным пока потенциалом человека. Сегодня, однако, человечество достигло уровня знаний, позволяющего составить всеобъемлющее, непротиворечивое представление о мире в целом и о месте человека в нем. Достаточное знакомство с достижениями культуры и, главное, их осмысление дает возможность включить науку, философию, искусство и религию в цельное мировоззрение, как его взаимодополняющие составляющие. Построение цельного мировоззрения как универсальной концепции, включающей науку, философию, искусство и религию и позволяющей рассматривать любое явление в ее контексте, – тема отдельной работы.
    Вера как переживание собственного родства с живым и полным средоточием блага и любви, одновременно являющимся источником сил, управляющих миром, и целью для всего существующего – универсальна для всех людей и времен. Разнообразие же религий, переводящих веру на общепонятный язык, объясняется просто: в едином Б-ге заключено все, это Он является во всех явлениях, и познают Его всеми путями во множестве аспектов, в меру собственных возможностей.
    Как быть человеку, всесторонне культурно развитому и сохранившему коренную религиозную потребность? В какой форме актуализировать веру? Не волей обстоятельств рождения или встречи с проповедником, а осознанно. Выбор религиозной системы должен осуществляться без ущерба для всего богатства многосторонней личности, не на основе компромиссов и уступок, а с открытыми глазами, в результате взаимообогащения всех познавательных способностей.
    На протяжении почти всего периода формирования западной цивилизации господствующей идеологией было христианство, поэтому любой культурный феномен несет на себе его отпечаток. И представления наши, и шкала ценностей, и мировоззрение в целом складываются в понятиях и терминах, имеющих христианские корни. Ставшее в последние годы привычным выражение “христианская духовность” даже воспитанное на атеизме сознание проглатывает как аксиому. А вот восприятие формально правильного термина “иудео-христианская цивилизация” требует некоторых усилий. Представление об иудаизме как об аутсайдере, у которого христианство естественным образом, с момента своего возникновения, перехватило инициативу, оставив его на обочине дороги прогресса человечества, прочно засело в нашем подсознании. Ставшее нарицательным выражение “талмудическая ученость”, и само название священных иудейских книг – “Ветхий завет” – только иллюстрация этого положения. А ведь в течение всей своей многовековой истории иудаизм был живым развивающимся организмом, чутко реагировавшим на запросы меняющейся жизни возникновением новых течений. И в последнее время это развитие идет особенно бурно и плодотворно. Впечатляет общий принцип, по которому новые идеи – результат более глубокого проникновения все в тот же текст, являющийся священным и для христиан. Общее, возобновляющееся впечатление - свежести и древности, первичности и актуальности, глубины перспективы и прозрачности, ёмкости и конкретности мыслей и образов, соответствия фундаментальных понятий современным проблемам.
    Не вдаваясь в сравнительный анализ религий, как отдельную большую тему, можно всё же констатировать его результат, к которому естественно приходит непредвзятый научный взгляд на проблему. Иудаизм – единственная религия, полностью соответствующая своему предназначению во всех аспектах: идеологическом, философском, этическом, педагогическом. Уникальное сочетание ясности и глубины идеи, им представляемой; всеобъемлющая система, в которую гармонично укладываются все достижения культуры.
    Но иудаизм – религия евреев, и как бы ни был убеждён нееврей в её истинности, к нему она вроде не имеет отношения. Ответ, как всегда, находится внутри иудаизма. Слово Б-га, дарованное на Синае избранному народу, конечным адресатом имеет всё человечество. Иудаизм - не только религия, а учение, поясняющее это слово. И первозданный свет учения, чудесно сохраненный “народом святым”, уже начинает восприниматься не только евреями. Реализуется это знаменательное явление в форме движения “Бней Ноах” (“Сыновья Ноя”). Принятие на себя исполнения семи законов Торы для сыновей Ноя людьми, формально не имеющими отношения к еврейству, позволяет им исповедовать чистую веру в единого Б-га, руководствуясь накопленной тысячелетиями мудростью. Сегодня этому способствует сочетание объективных условий: осознание ограниченных возможностей науки и философии; разочарование в традиционных религиях; обилие и доступность материалов по иудаизму на распространенных языках.
    Нельзя не сказать о жизненной насущности этого разговора именно в наши дни. Человеческое разнообразие сделало возможным существование в рамках авраамической религии такого явления как бесчеловечный экстремизм. В сентябре первого года третьего тысячелетия нашей эры ясно обозначилась непримиримость и широкая поддержка этого явления. Недвусмысленно обозначен и враг исламского фундаментализма – иудео-христианская цивилизация со всеми ее ценностями. Еврейское понимание истории как выполнения воли Б-га, как движения к Нему, блестяще подтверждено самим существованием евреев вопреки объективным законам, управляющим судьбами народов. Чудесное возрождение государства и языка - не лучшее ли это доказательство верности такого понимания? Не пора ли понять всем, и прежде всего христианам, что нерв истории - судьба еврейского народа, и отношение к ней - показатель истинности или ошибочности позиции.
    То, с чем сейчас столкнулся западный мир, уже 50 лет составляет повседневность для населения Израиля. И террористы не делают секрета из того, кто их ближайший и главный враг. Сегодня мир с очевидностью делится на тех, кто относится к убийству как к вынужденной аномалии, или как к норме, даже доблести. Линия раздела добра и зла, правды и лжи проходит через Иерусалим. Это так же верно, как и то, что истина содержится в Священном Писании, реализуется сегодня в Земле Израиля, а вскоре восторжествует на всей земле. Запоздалое понимание этих взаимосвязанных вещей может дорого стоить человечеству. А путь к пониманию лежит через изучение иудаизма.
    Желаю вам в этом успехов.